Иван да марья растение

Иван-да-Марья – мистический цветок

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она – невеста, а Иван – жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они –

Иван-да-Марья – в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную, иногда – шалфей луговой, так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный.

Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том, как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий – огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья – один из четырех цветков – атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости – огонь и вода – земное и небесное.

Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

Ботаническое название Иван-да-Марьи – марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum). Это однолетнее полупаразитное травянистое растение высотой 15-50 см. Корень тонкий, слабый, растение легко выдергивается из земли. Все растение покрыто короткими беловатыми волосками. Стебель прямой, ветвистый. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, длиннозаостренные, цельнокрайние. Цветки, слегка поникающие, на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, находятся по одному в пазухах верхних листьев, образуя рыхлую одностороннюю кисть. Цветок имеет ярко-желтый венчик и прицветный лист фиолетового, синего или малинового цвета. Чашечка цветка трубчато-колокольчатая, с четырьмя зубцами, два из которых более длинные. Плод – яйцевидная, заостренная коробочка. Семена трехгранные, бурые, удлиненные.

Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

Марьянник дубравный приспособился к распространению своих семян весьма оригинальным способом. В качестве добровольных распространителей семян выступают муравьи. Дело в том, что семена этого растения напоминают зерна пшеницы и имеют «мешочки» с ароматными маслами. А эти масла очень нравятся муравьям, которые и перетаскивают семена. Поэтому так часто густые заросли Иван-да-Марьи появляются вдоль оживленных лесных муравьиных троп.

Это растение – полупаразит. На его корнях имеются присоски, с помощью которых оно прикрепляется к корням других растений и таким образом питается их соком. Иван-да-Марья может паразитировать на ивах, орешнике, ольхе, ели, а также пастушьей сумке, медунице, сныти, существенно подавляя развитие растений-хозяев. Правда, после преждевременной гибели ослабленных растений-хозяев, погибает и их паразит.

В России марьянник дубравный широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части. Чаще встречается по опушкам, разреженным лиственным лесам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах, лесных пастбищах, обычно образуя густые заросли.

Всего род марьянник насчитывает 13 видов, среди которых для европейской зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный, марьянник полевой (Melampyrum arvense), марьянник луговой (Melampyrum pratense), марьянник лесной (Melampyrum silvaticum) и марьянник разрезной (Melampyrum laciniatum).

Кроме того, марьянник дубравный издавна применяется в народной медицине, хотя ядовит. Отвары Иван-да-Марьи применяют при болезнях сердца и желудка, а также при невралгии и эпилепсии; для лечебных ванн – при лечении диатеза, различных сыпей, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. Растение обладает противовоспалительным, инсектицидным и сильным ранозаживляющим действием. Марьянник дубравный не является фармакопейным растением, хотя является перспективным для фармакологических исследований.

Как лекарственное сырье, используются цветки, стебли, листья, а также плоды. Собирают лекарственное сырье в период цветения растения. Сушку производят в хорошо проветриваемых помещениях.

Внимание! Лечебное сырье марьянника дубравного необходимо хранить отдельно от других растений! Срок хранения сухого сырья – до 10 месяцев.

При использовании этого растения в лечебных целях следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять его внутрь следует с большой осторожностью.

Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь. Отвар плодов применяют для уничтожения вредных насекомых.

Марьянник дубравный обладает превосходными декоративными достоинствами. В садовом дизайне его можно использовать как бордюрное растение или, например, в композициях природного стиля вместе с другими некрупными растениями, живописными корягами и камнями.

Широкому использованию этого растения на садовых участках мешает то, что марьянник – полупаразит.

Сегодня его можно увидеть лишь в садах травников или отдельных любителей растений, к которым этот цветок чаше всего попал самозванцем, выросшим из семян, занесенных на участок садовыми муравьями. Однако, научившись сдерживать его «вредные» привычки, можно подружиться с уникальным растением-оберегом, к тому же еще необыкновенным красавцем, который будет вызывать неподдельное удивление и восхищение ваших гостей.

Фото: Максим Минин, Рита Бриллиантова

Vortex Flowers

Цветы из ткани, фоамирана (броши, заколки). Технология изготовления цветов из ткани, фото мастер-классы, выкройки (схемы) цветов из ткани, статьи по цветоделию.

Иван-да-Марья. Легенды о растении

Если не все знают, как называется это растение, то наверняка все видели его. Оно широко распространено и легко привлекает к себе внимание контрастной окраской: ярко-желтые цветы и иссиня-фиолетовые кроющие листья. Название символизирует противопоставление Иван-Марья, мужчина — женщина. Цветы имеют цветочную трубку красно-бурого цвета. Губа цветов тоже постепенно краснеет.

Иван-да-Марья

Ботаническое название цветка melampyrum nemorosum .

Издалека можно подумать, что иван-да-марья ( марьянник дубравный ) цветет и желтыми и синими цветами. Но подойдя ближе понимаешь, что цветы у него желтые, а над ними расположены яркие синие листочки, которые прикрывают собой сами желтенькие цветы. Такой контраст делает растение очень ярким и привлекательным, приковывает к себе взгляд.

А символика растения состоит в том, что в нем как бы объединяются огонь и вода — земное и небесное.

Сочетание желтого и синего цвета олицетворяет купальские символы огня и воды, которые широко используются во время праздника. Люди верят, что цветок способен соединить людей с богами. Из-за этого считается, что союзы, заключенные на Купалу, являются нерушимыми, даже если совершились без ведома родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

1

Иван-да-Марья – одна из распространенных сильных трав. Считается, что эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь – энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему не хватает.

Все зло трава убирает, т.к. пробуждает резервные силы организма противостоять ему. Это растение успокаивает нервную систему, при постоянном применении отвара из травы, человек заметно преображается.

Люди верят, что собирать Иван-да-Марью нужно близ дня Ивана Купалы (это и есть время ее созревания). После сбора трава сохраняет свои свойства всего лишь один лунный месяц. Однако ученые установили, что химический состав травы не меняется дольше.

Нужно обязательно воспользоваться случаем попариться веником из Иван-да-Марьи вечерком 7 июля (а в Беларуси Купалле отмечают 24 июня ), чтобы приобрести красоту и благополучие.

2
3

Существует такая красивую легенда.

В солнечный погожий денек пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но внезапно налетела гроза, засверкали молнии. Иван испугался за жизнь красавицы Марьи и заслонил ее от молний. Но, все обошлось благополучно, молодые люди вернулись домой невредимыми. А в том месте, где храбрый Иван спас девушку выросла трава с красивыми фиолетовыми листиками, которые, как храбрый молодец, защищают от невзгод золотисто-желтые цветы. С тех пор это растение получило имя Иван-да-Марья.

Оказывается Иваном-да-Марьей нарекли люди не только это растение, но и некоторые другие, в окраске которых присутствует синий и желтый цвета. Одно из таких растений — это Анютины глазки ( Фиалка трехцветная ). Об этом цветке есть тоже красивая легенда.

4

Жил в лесу некрасивый, кривоногий с копытами, взъерошенный Леший.
И жил по-своему, и горевал по-своему и радовался тоже не как все. Не боялся он быть одиноким, друзей у него не было, а про любовь и не слыхал. Но, случилось так, что Леший влюбился. Увидел он весною под кустиком желтую фиалку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка цветет-красуется, на Лешего внимания не обращает. Леший старался привлечь внимание красавицы, хвастался, что все умеет и знает, но фиалка все-равно на него не смотрела. Леший сделал предложение фиалочке, замуж ее позвал, а она ему и ответила: “Ивана люблю, за него замуж пойду”. А рядом цвел счастливый фиолетовый Иван. В свое время поженились две влюбленные фиалки и зажили вместе одним цветком. Так и стал цветок двухцветным — желтым и фиолетовым. Желтенькие лепестки — Марьюшка, а фиолетовые — Иванушка. А Леший, бедняга, и по сей день по лесу ходит, горюет и жалуется всем на неразделенную любовь.

5

Иван-да-Марья прекрасный медонос.

А еще это очень умное растение. Оно уникально приспособилось к распространению своих семян. А семена распространяют муравьи. Сами семена похожи на зерна пшеницы, имеют мешочки с ароматными маслами. Муравьи очень любят эти масла и перетаскивают семена.

Это растение очень практично. На его корнях есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и таким образом цветок питается соком других растений. Этот цветок ядовит, но обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу (поэтому нужно быть очень осторожными при употреблении отваров из этой травы).

Есть еще легенды, повествующие о запретной любви.

Родные брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за что они были обращены Богом в цветок. По другой версии – превращение в цветок произошло по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться.
Есть еще один вариант, где сестра хотела соблазнить брата, но он убил ее за это. Ее последней волей было посадить на могиле этот цветок.

Еще Иван-да-Марьей люди называют живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок.

6

Вот еще одна легенда.

Жили-были брат Иван да сестра Марья в избушке на берегу озера.
Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.
Каждую ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В эти лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами .
И наказывал брат Иван сестре Марье не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь, когда его дома нету. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Вышла к русалкам Марья, надели они венок на голову Марье и признали ее своей царицей.
Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к девушке.
Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя. Решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.
Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марьюшку искать.
Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.
И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

7
8

Из цветов на Ивана Купалу традиционно собирают купаленку (желтоголов), медвежьи ушки, богатенку и иван-да-марью. С последним связано стародавнее предание о купавшихся в дождевых потоках языческих Перуне-громовнике и богине Заре, звучащее громким откликом в белорусской купальской песне.
О другом ведает легенда о Купале и Костроме.
В день летнего солнцестояния Огненный бог, бог Луны и Огня, огненных жертвоприношений и домашнего очага Семарг встречает на берегу Pa-реки (Волги) богиню ночи – Купальницу. У них родятся дети – Купала и Кострома. Судьба разлучает брата и сестру, младенца Купалу уносят за тридевять земель гуси-лебеди, но им вновь суждено встретиться. Как-то, через много лет, гуляла прекрасная Кострома по берегу реки, плела венок и хвалилась, что никто и никогда венок этот не сорвет (стало быть, вовек не выйдет она замуж). Боги разгневались на девицу за самонадеянность и решили покарать ее. Резкий порыв ветра сорвал венок с головы и бросил в воду, а там его подобрал проплывавший на лодке Купала. Разлученные в младенчестве брат и сестра не узнали друг друга, а обычай повелел им жениться.
Была сыграна свадьба, а затем несчастные Кострома и Купала узнали, что они – родные брат и сестра. Решили покончить с собой – утопиться. Кострома стала русалкой или, по-русски, – Мавкой. Жестокие боги смилостивились и превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).

Источники:
http://vortexflowers.net/legendyi-o-tsvetah/ivan-da-marya-legendyi-o-rastenii/
http://roza-zanoza.ru/lekarstvennye-rasteniia/ivan-da-marya-poleznye-svojstva-opisanie.html

Ссылка на основную публикацию